Портрет в интерьере
Портрет является по истине каноническим жанром живописи и, несмотря на определенные изменения, которые происходили с ним с течением времени, в отношении использования декораций, фона и композиционных элементов, в общем и целом портрет остается и по сей день средством передачи не только внешнего облика изображаемого человека, но и его личностных качеств, а также каких-либо сопутствующих посланий, которые характеризовали бы героя как определенного представителя общества.
История портретной живописи действительно уходит своими корнями в глубь веков. Еще в далекой древности люди пытались запечатлеть черты лица и, позднее, тела. Это были во многом типизированные изображения, высеченные на камне, и служили они, скорее, культовым и религиозным целям. Особенно в Древней Греции людей, преимущественно атлетов, изображали в идеалистической манере, а общественным деятелям и другим видным членам общества запрещалось заказывать собственные портреты с реалистическими пропорциями и формами, дабы не порождать излишнего неравенства между гражданами.
Интерес к индивидуальности стал развиваться в Древнем Риме: портретисты того времени старались передать лицо и пропорции тела максимально детализировано и реалистично. В период Средневековья происходит упадок жанра в силу идеологии аскетизма и следования строгим церковным канонам, человек изображается обобщенно и имперсонально.
Новый виток своего развития портретное искусство получает в эпоху Возрождения, когда человек становится мерилом всех вещей. В этот период создаются шедевры портретной живописи – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Мужчина в голубом» Тициана, «Портрет Кастильоне» Рафаэля и многие другие. В XVII веке развивается станковая живопись, появляется групповой портрет, заметно увеличивается число заказчиков подобных картин, причем от портретистов все больше требуют рисовать картины в духе помпезности и излишней пафосности.
Социально-психологические черты начинают проявляться в данном жанре, начиная с середины XIX века – в портрете стараются зафиксировать не только и не столько внешние атрибуты социального характера, сколько раскрыть морально-нравственные установки модели и дать некоторые характеристики психологического порядка. Нескольким позже возникают отдельные направления портретной живописи в стиле импрессионизма, модернизма, постимпрессионизма. Поп-арт и постмодернизм также внесли свою лепту в технику и концепцию изображения человека, особенности передачи его внешних и внутренних черт, а компьютерные технологии позволили создавать фотопортреты необыкновенной степени реалистичности.
Но так или иначе, даже в далекой древности портрет считался декоративным элементом помещения, частью внутреннего убранства, а композиционным центром такой картины всегда оказывался позировавший человек. С помощью портрета еще до момента изобретения фотографии люди хотели запечатлеть себя или своих близких, чтобы остаться в памяти потомков. Создание портрета могли себе позволить только состоятельные члены общества – недаром в аристократических особняках и частных элитных апартаментах ни один интерьер не обходится без полотна с изображением владельца жилища или членов его семьи. Позвольте себе и Вы немного аристократической роскоши – украсьте свой дом или квартиру портретом в классической или современной манере.