Виды портрета
Все знают, что на портрете центральным элементом композиции выступает изображаемая натура. Художник стремится передать как можно четче облик портретируемого, но не останавливается лишь на слепом копировании. Настоящий мастер глядит глубже, стараясь разглядеть и передать на холсте свойственные этому человеку черты личности. Это достигается не только за счет фонового оформления портрета или прорисовки деталей одежды и аксессуаров. Многие эмоции, которые склонна испытывать позирующая модель, гораздо отчетливей видны в выражении лица, позе, взгляде картинного героя.
Формально портреты делятся по размеру изображения на головные, погрудные, поясные, поколенные и ростовые. В погрудном портрете, помимо лица, присутствуют шея, плечи и, собственно, грудь. В Средневековье писали именно такие картины. Позднее, по мере развития техники и самого жанра, стали создавать поясные портреты, а также изображения натурщиков во весь рост.
Если говорить о технике исполнения, то в этом случае портреты бывают не только живописные, т.е. написанные маслом или гуашью. Есть еще карандашные, гравированные, акварельные работы, не говоря уже о скульптурах и фотопродукции. Среди карандашных портретов сегодня особую популярность имеют работы в стиле гиперреализма; гравированные портреты выполняются на камне и в настоящее время востребованы для оформления надгробных плит и памятников на могилу.
Модель можно изобразить и в профиль, и в анфас, хотя чаще выполняют портреты, когда голова и туловище позирующего располагаются в четверть или пол-оборота по отношению к зрителю. Мастерство портретиста заключается в умении использовать композиционные приемы, игру светотени, чтобы передать задуманный образ точнее. Талантливые художники могут писать не просто портреты с людьми в застывших позах, а создавать живые сцены, в которых в центре внимания оказывается не изображаемое событие, а личность его главного участника. Такие тонкие по своей задумке и исполнению работы всегда ценились на вес золота.
Несмотря на то, что каждый художник пытается достичь максимальной точности при передаче внешнего облика портретируемого, успех работы кроется в другом: создателю образа важно уловить именно те черты лица, особенности мимики, нюансы жестового языка, с помощью которого передается невербальное послание, чтобы изучающий картину увидел не только взгляд, позу или костюм героя, но и правильно представил его характер, видение мира и жизненную позицию, занимаемую изображенным на картине человеком. В связи с этим, любой портрет – это не просто формальный слепок облика индивидуума, это многогранное описание человеческой личности, представленное в художественной форме.